EN | Ru

Бюджетные IPTV-решения — точка роста для малых и средних операторов

Автор: Антон Шалейников, руководитель компании SemiDevices
 

Построение ТВ-сетей по протоколу IP – многообещающая, но капризная технология. Вот уже который год эксперты рынка пророчат ей серьезный прирост абонентской базы и популяризацию сопутствующих услуг, а она пока не спешит возвращать вложенные инвестиции, заставляя операторов работать в счет будущих доходов.

Ни для кого не секрет, что высокая стоимость решений – один из основных входных барьеров рынка IPTV, его преодолевают только крупные компании. Решив эту проблему, мы получим надежную точку роста для новых игроков рынка – малых и средних операторов. От перестановки сил выиграют и российские производители электроники, если смогут предложить рынку новые технологические решения по более низкой цене – это главный фактор для роста аудитории IP-телевидения.

Часть 1. Почему мы выбираем IPTV

Многие операторы обратились к услугам IP-телевидения как наиболее интересной платформе доставки контента. Причины такого интереса состоят в следующем:

Во-первых, серьезное развитие национальной инфраструктуры за счет инвестиций в построение сетей ШПД. Вот уже второй год реализуется ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы». Госинвестиции стали основой для строительства новой инфраструктуры, прокладки тысяч километров кабельных сетей, ввода ТВ-каналов высокой четкости и мобильного телевидения. Очевидно, что новая технологическая база может использоваться не только для бесплатных мультиплексов, но также для развития IPTV.

Во-вторых, интерес к IPTV обусловлен техническими возможностями для развития сопутствующих услуг. Операторы получают инструменты для роста ARPU, которые недоступны для других систем доставки контента. А абоненты, в свою очередь, могут пользоваться дополнительными услугами.

В-третьих, цифровое ТВ становится все более понятным для потребителей (одновременно растет и сам рынок IPTV). К искушенным пользователям технических новинок присоединяются обычные телезрители, для которых «цифра» стала естественной и неотъемлемой частью жизни. Наряду с этим становится более понятной и сама технология IPTV: система коннекта с устройством, структура оплаты, возможности дополнительных услуг. Так, для разъяснения новых возможностей цифрового ТВ Минкомсвязи запустило специальную информационную кампанию.

В-четвертых, организация доставки контента по технологии IPTV выглядит менее затратной, чем в спутниковом и кабельном ТВ, т.к. ее можно построить на основе готовой транспортной сети.

И, наконец, в-пятых, IPTV для бизнеса – это все еще неосвоенный сектор рынка с богатыми возможностями для роста будущих доходов. Не удивительно, что уже сейчас некоторые операторы формируют выгодные предложения для своих абонентов и закупают дорогостоящее оборудование. Нынешний ARPU наверняка не сможет окупить такие затраты в ближайшем будущем, но цель состоит не в этом. Компании стремятся нарастить абонентскую базу и повысить свою капитализацию.

Андрей Любин, директор департамента по связям с общественностью и инвесторами компании «Ростелеком» дает IPTV самый благоприятный прогноз на фоне развития остальных технологий, поясняя, что «впереди период насыщения рынка, совершенствование и удешевление технологий, масштабная работа с правообладателями по развитию контентного наполнения – все это приведет к увеличению конкуренции, слияниям и поглощениям, в результате чего, конечно, выиграет пользователь».  

Часть 2. Статистика и тренды IPTV в России

А какова нынешняя ситуация с развитием IPTV в России и мире? По результатам исследования Digital TV Research, общемировой годовой доход от этой услуги составил 6 млрд долларов США и уже через 5 лет он достигнет планки в 17 миллиардов (см. рис. 1). В целом на долю IPTV приходится около 5% рынка платного ТВ в мире.

Рисунок. 1. Общемировой годовой доход от услуги
Источник данных: Digital TV Research, 2011 г.

В России технология доставки IPTV пока составляет только 2% абонентской базы платного ТВ и 3% рынка из расчета по выручке. Показатель ARPU у клиентов IPTV составляет чуть более 220 рублей.

По результатам последнего исследования DISCOVERY Research Group, количество домохозяйств, подключенных к платному ТВ в России, в прошлом году выросло до 16,3 млн. (в 2009 году эта цифра составляла 14,5 млн.). Данные по уровню проникновения варьируются, в зависимости от источника, от 31 до 40%.

Крупнейшим сегментом на рынке остается кабельное телевидение, его смотрят около 10 млн. человек, аудитория в 6 млн. – у растущего сегмента спутникового ТВ, а технология IPTV в прошлом году завоевала около 500 тыс. зрителей (см. рис. 2).

Рисунок. 2. Структура рынка платного ТВ в России в 2010 году.
Источник данных: DISCOVERY Research Group, 2011 г.

Нынешний рост IPTV обусловлен появлением новых HD-каналов, выходом на рынок профессиональных операторов и снижением ценового барьера для пользователей. Если раньше эта услуга была рассчитана на потребителей с высоким уровнем дохода, то сейчас она становится более привлекательной и для среднего класса. Так, в феврале этого года компания «Вымпелком» (сеть «Билайн») объявила о переходе рубежа в 100 тысяч абонентов. А объединенный «Ростелеком» сегодня оказывает услуги IPTV более 400 тысячам человек (см. рис. 3).

Рисунок. 3. Лидеры российского рынка IPTV в 2010 году.
Источник данных: TelecomDaily, 2011 г.

Рост сегмента IPTV привел к ряду изменений и перестановке сил. Сейчас игроки рынка платного ТВ могут наблюдать следующие тенденции:

1) Монопольное положение национальных вендоров аппаратных и программных решений для IPTV. Это сдерживает развитие рынка, необходимы достойные альтернативы, от их появления в итоге выиграют все участники рынка.

2) Технические решения на рынке IPTV подходят для крупных операторов, крайне мало специальных разработок для малых и средних операторов ШПД, которые могли бы выйти на рынок IPTV.

3) Операторы IPTV практически не дифференцируются по предоставляемым услугам. Сейчас на рынке относительно низкий ARPU, что затрудняет дифференциацию по цене. Дополнительные услуги могли бы служить хорошим стимулом для выбора того или иного провайдера.

Часть 3. Барьеры и стимулы для роста IPTV

Среди препятствий для развития IPTV все игроки рынка выделяют стоимость оборудования и проблемы с контентом.

Действительно, пока не отточены вопросы правоприменительной практики, поэтому возникает целый ряд вопросов с трансляцией и записью ТВ-программ, с организацией серверов с фильмами и музыкой. С этой проблемой сопряжена нехватка качественного легального контента для IPTV. О такой привилегии как трансляция мировых блокбастеров в день премьеры операторы пока могут только мечтать. А меж тем это был бы хороший источник дохода (например, эта практика широко используется в Великобритании).

Еще один бесспорный сдерживающий фактор – высокие затраты на приобретение готового решения и сравнительно низкий ARPU. Обычно компании повышают выплаты пользователей IPTV за счет предоставления дополнительных сервисов, но в России они пока не очень популярны. Сама инфраструктура не везде готова для предоставления таких услуг на должном уровне.

В итоге, несмотря на все возможности развития IPTV, мы получаем затратную и труднопрогнозируемую бизнес-модель, поднять которую под силу только крупным операторам. Что мы и видим на практике: всего три компании занимают 97% рынка. Оставшиеся 3% рынка IPTV, которые сейчас приходятся на долю малых и средних операторов, потенциально могут перерасти в гораздо большую цифру за счет новых игроков, в частности, операторов ШПД, у которых по умолчанию есть техническая база для организации доставки IPTV-контента.

В то же время лидеры IP-телевидения – «Ростелеком», «ВымпелКом» и МТС – на рынке ШПД занимают гораздо меньший сегмент, примерно половину рынка. Так что у остальных игроков есть возможности повлиять на расстановку сил. По данным аналитиков iKS-Consulting, в России около 19 миллионов абонентов широкополосного интернет-доступа (из числа физических лиц) – это большой потенциал для роста клиентской базы IPTV.


Рисунок. 4. Рыночные доли операторов ШПД в России и Москве в I квартале 2011 года (сегмент физ. лиц). Источник данных: iKS-Consulting, 2011 г.

Малые и средние операторы смогут сформировать конкурентоспособное предложение за счет снижения рисков, сокращения расходов и уменьшением сроков внедрения новых услуг. Но это можно сделать только наряду с решением названных проблем.

Эффективная борьба с контрафактным видео и развитие законодательства в области авторского права – это вопрос времени, в этом заинтересованы и операторы, и правообладатели контента. А вот создание доступных программных и аппаратных платформ для малых и средних операторов IPTV – задача для отечественных разработчиков и производителей. Такие решения должны отличаться привлекательной ценой и отвечать следующим потребностям:

  • Простота внедрения и возможности развития в будущем. Нужны решения, которые позволяет ограничиться минимальными затратами. Затем, в случае необходимости, оператор может интегрировать в свою платформу новые услуги и функции.
  • Использование веб-технологий в middleware абоненстких устройств (HTML, Javascript, Flash и т.д.).Современные технологии позволяют добиться быстродействия такого типа прошивки ТВ-приставок, а наличие API позволяет малым и средним операторам самостоятельно, практически без участия разработчика middleware, расширять функционал и интегрировать ПО в свою инфраструктуру.
  • Использование открытого программного кода или открытых модулей – еще один вариант, который гарантирует независимость от поставщика решения и снижение первоначальных инвестиций на покупку оборудования.

Все эти особенности можно свести к единой идее: бюджетное IPTV-решение для малых и средних операторов должно обеспечивать базовый функционал, который можно будет легко нарастить в будущем за счет прибыли.

Запуск IPTV разнообразит услуги операторов широкополосного интернет-доступа и повысит лояльность абонентов. На первом этапе особое внимание придется уделить набору и поддержке абонентской базы. Эффективным инструментом может стать включение в пакет IPTV уникальных сервисов, ради которых абоненты смогут пренебречь более доступными по цене предложениями операторов спутникового и кабельного ТВ. Так, например, особый интерес для пользователей представляет услуга видеонаблюдения, она широко используется для обеспечения безопасности. Простая установка недорогой веб-камеры во дворе дома позволяет родителям следить за безопасностью детей, сохранностью автомобиля и т.п.

Малые и средние операторы могут организовать адресную работу с абонентами, оперативно реагировать на их запросы и таким образом оказаться в выигрышной позиции по сравнению с крупными компаниями. Таким образом, новые бизнес-модели, бюджетные IPTV-решения и внедрение инновационных услуг станут для провайдеров ШПД точкой роста в новой области. Время покажет, смогут ли малые и средние операторы изменить расстановку сил на рынке IPTV и так запустить новый этап его развития.


ARPU — англ. average revenue per user, средняя выручка на одного пользователя.